Парижские каникулы
Париж стоит мессы
Поездке во Францию с частным визитом, если, конечно, вы не
дипломат, предшествуют утомительные хлопоты с получением визы. Но, перефразируя
старинную французскую поговорку, можно сказать, что Париж стоит того, чтобы повозиться
с оформлением документов, заплатить за них и за визу приличные деньги и ждать,
терзаясь сомнениями, вожделенного разрешения на въезд в страну. О бюрократах в
западных посольствах ходят легенды, правда, в отличие от отечественных
чиновников, они не берут взяток и ничего не делают по блату. Если кто-то слышал
иное, а мне тоже приходилось слышать, что кто-то кое-где в посольствах и
консульствах «порой честно жить не хочет», то это, скорее, исключение, чем
правило.
Впрочем, я не в обиде на французов, устроивших мне тотальную
проверку, дабы убедиться, что я добропорядочный гражданин и еду в их прекрасную
страну совсем не для того, чтобы в ней остаться. Собственно, этого больше всего
и боятся французы, страдающие от наводнивших страну иммигрантов, которые часто
ведут себя не лучшим образом, создавая проблемы коренному населению. По дороге
в Париж из аэропорта Шарль де Голь мы проезжали кварталы на окраине, где нам
встречались исключительно выходцы из африканского континента. Говорят,
как-раз-таки для них въезд во Францию упрощен. Считается, что французы
испытывают комплекс вины перед гражданами своих бывших колоний, поэтому их
привечают и терпят.
Не отличаются законопослушанием и выходцы из бывшего
Советского Союза, в том числе, как это не прискорбно признать, и наши земляки. Об
их проделках нам рассказала подруга моей мамы Карина, которая и организовала
нам эту поездку, оформив гостевое приглашение. Она перебралась во Францию в
начале 1990-х, обосновалась в Нанте, где ныне преподает русский язык в институте
Ecole du Bois, а также подрабатывает
переводчицей в полицейском участке. Вот там-то ей и приходится частенько сталкиваться
с нашими непутевыми земляками, занимающимися неблаговидными делами. И как после
этого не понять французов, которые под микроскопом изучают нас, прежде чем
впустить в свою страну!
Путешествие к Жюлю Верну
Но довольно о грустном. В гостях у Карины мы пробыли два
дня, предпочтя большую часть времени провести в столице. Нант - шестой по
величине город Франции, по численности населения, а в нём живут около 250 тысяч
человек, он в три раза меньше Махачкалы. После шумного и суетливого Парижа Нант
оставлял впечатление тихого провинциального городка. Двух дней нам хватило,
чтобы познакомиться с его главными достопримечательностями – самым высоким
Кафедральным собором во Франции, замком Бретонских королей, музеем Жюля Верна
и, конечно, расположенным в двух часах езды от города чудом природы и творения
рук человеческих - островом-крепостью Мон-Сен-Мишель. Первыми
поселенцами на острове были монахи, которые с VII века камень
за камнем возводили на нём культовые сооружения и настолько вошли во вкус, что
отгрохали непреступную крепость, имевшую на протяжении столетий важное
военно-стратегическое значение. Мон-Сен-Мишель расположен в необычном
природно-климатическом местечке, знаменитом своими самыми сильными в Европе
приливами и отливами. По разным оценкам ежегодно Мон-Сен-Мишель посещают от
трех до пяти миллионов туристов, и его считают третьей по популярности
достопримечательностью Франции.
В Париже мы остановились у дочери Карины - Нины. Она снимает
однокомнатную квартиру в старом доме неподалеку от Центра Жоржа Помпиду. Это,
можно сказать, центр города. Нина отправилась в очередное путешествие по
Европе, а нам оставила ключи от квартиры. 40-дневный отпуск, как и у всех
французских трудящихся, позволяет ей много путешествовать. Правда, по возвращении
она тяжело втягивается в работу, и на этой почве у неё частенько случаются
депрессии. Пример Нины лишний раз убеждает, что представления о жизни на Западе
как о празднике, который всегда с тобой, сильно преувеличены. Если кто-то едет
туда за легкими деньгами и беззаботной жизнью, то, оказавшись там, будет
жестоко разочарован. В капиталистическом раю надо много трудиться, и только в
этом случае можно рассчитывать на хорошую зарплату и доступ к благам
цивилизации.
Нина работает менеджером в частной фирме, которая занимается
изучением спроса на медицинские препараты. Она встает в семь утра и
возвращается с работы в восемь-девять вечера. За тяжкие её труды она получает
две тысячи евро, из которых 800 у неё уходит на съём квартиры и еще 400 на оплату коммунальных
услуг. Но поскольку продукты и одежда (если, конечно, она не из бутиков на
Елисейских полях) стоят во Франции недорого, то ей хватает денег и на её
любимые путешествия, и на походы с подружками по выходным в недорогие
ресторанчики.
У подножия Эйфелевой башни
Париж считается мегаполисом, хотя не самым большим – без
пригородов его население не превышает 2,5 миллионов человек. А туристу,
приехавшему во французскую столицу с познавательной целью, город и вовсе покажется
крошечным, так как все главные достопримечательности можно объехать за три часа
автобусной экскурсии. Если же вы хотите ближе познакомиться с этими самыми
достопримечательностями, то у вас уйдет куда больше времени, так как придется
выстаивать в больших очередях на час-на два. Догадайтесь, куда была самая
длинная из них? Вы правы, на Эйфелеву башню – символ Парижа, который – о, ужас!
– едва не был снесен под напором эстетствующей парижской интеллигенции,
называвшей ажурную конструкцию не иначе как «уродиной». Говорят, среди ярых её
противников был Ги де Мопассан, который, однако, любил посидеть в кафе на
Эйфелевой башне, при этом оправдываясь тем, что это единственное место в
Париже, откуда он не может видеть ненавистное ему сооружение. Но, думается, у великого
писателя была еще одна причина, чтобы всякий раз подниматься на башню – оттуда,
с высоты птичьего полета, открывается великолепный вид на город. Могу это
засвидетельствовать, как человек, побывавший на самой верхотуре творения Гюстава Эйфеля и с высоты 300 метров глядевший на французскую столицу.
Половину пути на вершину башни, а это - ни много, ни мало –
50 этажей, пришлось прошагать по лестнице, так как не хотелось по второму разу
стоять в очереди – на сей раз, чтобы попасть в лифт, но оставшиеся 150 метров –
хочешь ты или не хочешь - всё же надо
преодолевать на лифте.
Второе по высоте сооружение в Париже - небоскреб «Монпарнас»,
который, впрочем, солидно отстает от Эйфелевой башни – на целых сто метров. Это
здание оснащено суперлифтом, самым скоростным в Европе. На нём на смотровую
площадку не подымаешься, а взлетаешь, как на ракете, всего за 36 секунд. Стоит
посещение «Монпарнаса» 13 евро, что на два евро дороже, чем на Эйфелеву башню,
хотя, как мне кажется, должно быть наоборот.
Вид с Эйфелевой башни на Марсово поле и небоскреб «Монпарнас»
Отправляясь в Париж, не питайте иллюзий, что сможете за одну
поездку познакомиться со всеми достопримечательностями этого славного города.
На одно только стояние в очередях у вас уйдет уйма времени. Не советую
совершать экскурсии в одиночку – лучше обратиться в турбюро, там вас пристроят
в организованную группу таких же, как вы, любознательных туристов и дадут гида
с соответствующим знанием языка. Так и очереди проходят быстро, и экскурсии
бывают более познавательными.
Наши французские друзья удивлялись, как многое нам удалось
повидать за полторы недели пребывания
на берегах Сены. Из того, чего хотелось бы увидеть, но не удалось из-за
нехватки времени, остались разве что музей
Орсе с его самой богатой коллекцией картин импрессионистов, кладбище Пер-Лашез
и знаменитые парижские блошиные рынки.
Не могу сказать, что многое повидал и в Лувре. За одно
посещение этого мега-музея можно поглядеть лишь на мизерную толику из того, что
выставлено в его бесчисленных залах. Как нам рассказала гид, чтобы обойти все
залы, останавливаясь у каждого экспоната на три минуты, потребуется четыре
месяца.
Лувр поражает внушительными размерами не только снаружи, но
и под землей, где вовсю кипит жизнь. Там
толпы туристов бродят по лабиринтам музейных залов, делают покупки в
многочисленных сувенирных лавках, проводят время в закусочных на любой вкус.
Под стать Лувру по занимаемой обширной территории - дворцово-парковый комплекс Версаль. Бывшую
резиденцию французских королей, раскинувшуюся на многих гектарах, мы не
пытались обойти хотя бы наполовину, ограничившись основным дворцом.
Другая необъятная достопримечательность Парижа – самый
крупный в Европе Диснейленд. Советую посетить, ощущение, что ты попал в сказку,
в чудо-страну с невероятными развлечениями. Вход стоит недешево - 60 евро, зато потом развлекайтесь на
аттракционах сколько угодно. Если вам захочется поесть, то сможете заморить
червячка в кафешках, которые встречаются там на каждом шагу, но только в
отличие от аттракционов, за еду придется платить. Диснейленд расположен на
окраине города и добраться туда можно на метро, потратив 1,7 евро и примерно
час времени.
Горе луковое
Кстати, о еде и транспорте. Французская кухня, как известно,
считается одной из самых изысканных и утонченных, однако оценить знаменитые
французские блюда, приготовленные из гусиной печени, трюфелей и лягушачьих
лапок, увы, мне не представилось возможности. Не довелось попробовать и мясо
овец, пасущихся в окрестностях Мон-Сен-Мишель, которое тоже считается
деликатесным продуктом. Как нам рассказали, особые вкусовые качества баранине
из тех мест придает трава, пропитанная морской водой, которой овцы питаются на
прибрежных пастбищах во время отливов.
И всё же, не считая знаменитых французских багетов, которые
не так давно появились и в Махачкале, одно блюдо местной кухни мне удалось
попробовать. Правда, его не назовешь яством гурманов, которое подают в дорогих
ресторанах. Речь идет о луковом супе, который следует, скорее, отнести к традиционным
повседневным блюдам. Честно говоря, я его не понял, с трудом осилив половину
тарелки. Как говорил классик юмора, вкус – специфический.
Велотакси - последний
писк парижской транспортной моды
На метро хорошо, а на велосипеде лучше
Передвигаться по Парижу лучше всего на метро – и удобно, и
недорого. Для среднестатистического россиянина 1,7 евро, безусловно,
дороговато, но по сравнению со стоимостью проезда на парижских такси это сущий
пустяк. По количеству пассажиров метро с баулами и чемоданами, которые
постоянно путаются под вашими ногами, можно сделать вывод, что парижане
предпочитают без крайней необходимости не пользоваться такси. Полчаса езды на
нем обходится примерно в 20 евро. За место рядом с водителем надо платить
дополнительно. Такси просто так, взмахом руки или свистом, как на наших улицах,
не остановишь, его можно вызвать по телефону или дождаться на отведенных для
таксомоторов специальных остановках, чаще всего расположенных поблизости от достопримечательностей или
торговых центров.
Про парижское метро приходилось читать в интернете всякие
небылицы, мол-де, оно сложное, и там повсюду грязь и клошары. Клошаров, а
по-нашему – бомжей, в Париже действительно хватает, и чувствуют они себя там,
куда вольготней, чем их российские собратья по несчастью. Порой они в людных местах выстраивают для жилья такие монументальные
сооружения, что невольно напрашивается вопрос: куда смотрит полиция?
Но вернемся к парижской подземке. Её, конечно, не сравнить
со сверкающим мрамором московским метрополитеном, но говорить о том, что оно
грязное и сложное, было бы большим преувеличением. На метро можно добраться до
любой части Парижа. Более 90% территории города находится в пешей доступности
от подземки. Благодаря разветвленной сети метро в городе удалось снять проблему
пробок, которые некоторое время назад были сущим бедствием для французской
столицы.
Не исключено, что в скором времени конкуренцию парижской
подземке составит велотранспорт. Во всяком случае, власти города всё для этого
делают, заботясь об экологии и здоровье своих сограждан. Говорят, по количеству
велосипедов французская столица уступает в Европе только Амстердаму. Для
безопасной езды на двухколесном транспорте в Париже проложены специальные
дорожки. Велосипед можно взять напрокат на многочисленных парковках,
разбросанных по всему городу. А если вам лень крутить педали, можно нанять
велотакси. Думаю, и в Махачкале найдется немало желающих пересесть на
двухколесный транспорт, но наши жуткие дороги с безобразным автомобильным
движением и наш менталитет, обремененный кучей условностей, препятствуют
перенятию передового европейского опыта.
Справа по борту - главное хранилище полотен импрессионистов музей
Орсе, в котором я не был. Еще не был…
Увидеть Париж и не умереть
Помните анекдот? – Что-то опять захотелось в Париж. – А ты
был там? – Нет, но вчера тоже хотелось.
Побывать в Париже предел мечтаний для многих людей.
Влюбленный в этот город Илья Эренбург как-то изрек «Увидеть Париж и умереть».
Умирать совсем не хочется, а хочется вернуться в Париж. Я ведь еще не везде
выцарапал «Здесь был Расул», не попробовал фуа-гра, не побывал на матче «Пари
Сен-Жермен. Надеюсь, мне еще выпадет такой шанс, ведь, как говорят французы,
хотеть значит мочь.
Расул КАНАЕВ
il me semble que je ne cesserai jamais de t'envier :) a propos, le texte est tres interessant. je le lisais comme un morceau d'un livre bien connu ^^
ОтветитьУдалитьp.s. le design de ton blog etait previsible ;)))
Merci)) Bienvenue a mon blog) Quant a le design de mon blog, je voulais mettre l'image de Barca, mais c'est le blog francais et c'est pourquoi j'ai decide de mettre l'image PSG (football club de Paris).
ОтветитьУдалить